Первопроходцы наливного транспорта
Представить транспортировку нефтепродуктов без нефтеналивного флота трудно. Хотя изначально перевозка морем осуществлялась по усложненной схеме: трюмы кораблей грузили бочками. До сих пор в некоторых источниках встречается несколько фамилий создателей первых нефтеналивных кораблей. Где-то упоминается фамилия одного из братьев Нобелей, иногда встречаются ссылки на английских или американских нефтяников. Хотя доподлинно известны ранние упоминания о новаторском подходе в перевозке нефти, который применили братья Артемьевы.
Российские судовладельцы-самоучки братья Николай и Дмитрий Артемьевы вошли в историю как первые изобретатели нефтеналивного флота. Впервые в мире транспортировку нефти и нефтяных остатков наливом в судах осуществил Николай Артемьев и его брат Дмитрий. С 1854 года занимались перевозкой соли, бухарского хлопка и леса по Каспию. А с 1866 года они начали доставлять нефть из Баку в Астрахань. В течение нескольких лет Артемьевы перевозили нефть на судах обычным для того времени способом, то есть в деревянных бочках на парусных шхунах.
Пытливому уму самоучек стало ясно, что подобный способ для нефтяных грузов не экономичен, сложен и дорог, и братья начали искать более рациональные пути транспортировки. Позже о своих поисках они писали: «Занимаясь перевозкой нефти с 1866 года и видя неудобства в перевозке такого важного и полезного для экономических интересов страны продукта, мы попытались приложить к этому делу такой тип судна, в котором нефть могла бы перевозиться без помощи бочек». Именно Артемьевы в 1873 году первыми установили на небольшой шхуне «Александр» цистерну и наполнили ее нефтяными остатками. Нагружали и разгружали цистерну при помощи ручного насоса.
Остальные судовладельцы первый опыт Артемьевых попросту осмеяли. Когда же к концу навигации обнаружилось, что «Александр» сделал 8 рейсов, а суда, грузившиеся бочками, всего лишь по 6, изобретением Артемьевых заинтересовались нефтепромышленники и судовладельцы. Купцы не торопились следовать примеру братьев. Тем временем Артемьевы оборудовали под налив весь свой флот. Братья оборудовали под нефть грузовые трюмы, используя их на обратном пути для других грузов. Такая система перевозок резко повысила экономичность флота.
Братья настойчиво продолжали совершенствовать способ перевозки нефтяных грузов наливом. В 1878 году братья впервые применили паровой насос, изготовленный на их астраханском заводе, который ежечасно перекачивал 4 тысячи пудов нефти. Позже они изготовили и пустили в ход насосы мощностью уже 20 тысяч пудов в час. С применением парового насоса нефтеналивные суда Артемьевых за сезон стали совершать из Баку в Астрахань по 14 рейсов. Только тогда нефтепромышленники — как российские, так и зарубежные — начали поспешно перестраивать свой флот по системе братьев Артемьевых. Потребовалось десять лет, чтобы это блестящее изобретение было признано.
В конце концов за свое изобретение братья Артемьевы были награждены Большой золотой медалью от правительства, императорское общество содействия морскому торговому флоту выдало им денежную награду. После изобретения Артемьевых в России начали строить нефтеналивные суда без металлических емкостей, а через некоторое время — металлические нефтеналивные баржи.
К сожалению, не сохранилось ни одного портрета или фотографии братьев. Но их имена вошли в историю нефтяного промысла.